Коммерсантъ-FM,
14 января 2016 г.
«Вопрос, откуда взять свежий капитал, должен быть главным в 2016 году»
1032 просмотра
Текущая ситуация на нефтяном рынке не укладывается ни в один из риск-сценариев, которые были разработаны ранее. Об этом в интервью «Коммерсантъ FM» на Гайдаровском экономическом форуме заявил замминистра финансов Алексей Моисеев. О том, какие задачи ставит перед собой финансовый блок правительства, господин Моисеев рассказал экономическому обозревателю «Коммерсантъ FM» Олегу Богданову.
— Для финансовых рынков, вообще для глобальной экономики начало этого года очень бурное, таких недель на глобальных рынках не было очень долгое время, в Соединенных Штатах, в Китае очень серьезные события. Задачи сейчас стоят перед Минфином очень сложные, как вы видите свою роль в этой ситуации?
— Пока мы наблюдали за событиями, не имея возможности принимать никаких действий, за период новогодних праздников, ситуация с точки зрения внешней конъюнктуры значительно ухудшилась. Появились цифры $29 для нефти Urals, конечно, это совершенно другая картина, чем та, которую мы рисовали для себя еще три, четыре месяца назад, и тем более совсем другая, чем та, которую мы рисовали полгода назад. Самое для нас неприятное с точки зрения организации работы — непонятно, что будет дальше, цены в первую очередь, конечно.
— Очень важный вопрос для меня: если раньше было понятно, то сейчас непонятно, почему сейчас непонятно — потому что много субъективных факторов влияет на ценообразование, как бы вы сформулировали эту ситуацию?
— Я лично не являюсь человеком, который может самостоятельно прогнозировать цены на нефть, я всегда пользуюсь другим прогнозом, потому что я не являюсь специалистом в области этого рынка. То есть для меня это некий важный импульс для вот любой модели, которая дальше из этого следует. Все, что было в предыдущее время, укладывалось в некие риск-сценарии, которые нарисовали в 2012-2013 году, то есть цены $50, $60 и, как самое низкое, $40 — это было что-то такое, что казалось маловероятным, но, в принципе, реализуемым — эти там «толстые хвосты», «черные лебеди» и все остальное. Но что касается дальнейшего падения, всегда считалось, что это невозможно, потому что это уже ниже чуть ли не переменных издержек для большого количества производителей, и должна происходить полная остановка, соответственно, резкое снижение предложения и рост цен. Но, опять же, я не готов с вами обсуждать динамику цен на нефть, я просто хотел сказать, что мы с вами находимся в абсолютно неизведанных для нас водах. Я очень рад, что мы находимся в этих водах в режиме плавающего курса рубля, потому что это, конечно, с точки зрения экономики в целом наиболее оптимальное решение.
Тем не менее, это для меня как человека, который отвечает за развитие финансовой отрасли, финансового рынка, ставит несколько задач. Первое — это очередная переоценка валютных активов банков к рублевому, как правило, не захеджированному капиталу. То есть это меняет нашу оценку с точки зрения потребности капитала в банковской системе. Второе — это вопрос, связанный с присутствием или отсутствием на российском рынке иностранных инвесторов, многие из которых активно покупали в этом году, данные биржи это однозначно показывают, в том числе облигации федерального займа. Но как результат наших достижений, связанных с допуском международных клиринговых организаций и решений всех инфраструктурных проблем в смысле инвесторов, это привело к значительному притоку. Многие люди считают, что, грубо говоря, влезать сейчас под 10% — это хорошее вложение, доверяют Центральному банку, что он снизит инфляцию до 6% в течение этого года.
В этой связи проблема значительного нового падения курса рубля, конечно, для меня ставит вопрос в том числе ликвидности на финансовых рынках с точки зрения возможности для нефинансовых компаний по размещению своих облигаций и таким образом привлечения средств для своего экономического развития.
— Новая реальность, новые условия чем измеряются? Объемом ликвидности, потому что для многих глобальных финансовых рынков уже в прошлом году были определенные моменты, связанные с ликвидностью, и рынки схлопываются очень быстро? Для нас такая ситуация актуальна, или мы немножко в другой реальности находимся?
— В этом смысле 2015 год был очень странным, потому что многие, в том числе и я, ожидали окончательного исчезновения ликвидности, которая в 2014 году сильно ухудшилась на финансовом рынке, на рынке как акций, так и облигаций. Тем не менее, могу сказать, что этого не произошло. Более того, мы видели значительный чистый спрос. Для этого, конечно, было несколько структурных причин. Первую структурную причину я вам уже назвал — это Euroclear, вторая структурная причина — это ИИСы, которые стали достаточно популярными, это счета, которые дают возможность физическим лицам возможность покупать акции и облигации, при этом не держать одну ценную бумагу, а торговать ценную бумагу в рамках одного счета, но главное — не выводить деньги с тем, чтобы потом получить налоговый вычет, это второе.
И третье — это то, что завершился процесс структурной переделки рынка обязательного пенсионного страхования, и фонды, которые вошли в систему гарантирования пенсионных накоплений, получили около 527 млрд руб. в мае этого года, что, конечно, оказало значительную поддержку с точки зрения новых long-only investors, то есть инвесторов, которые покупают и держат.
Поэтому из-за этих структурных причин, а также из-за того, что макроэкономическая система в целом показала свою надежность и стабильность, удалось избежать валютного контроля и прийти к плавающему курсу. Это, я считаю, очень большое достижение, которое значительно помогло. И, конечно, как это ни странно, опять же, видна репатриация средств: люди, накупившие огромное количество иностранной валюты, ее в течение этого года в основном меняли обратно. Многие юридические лица стали возвращать деньги, во-первых, потому что они им стали нужны при таких низких ценах на сырье, которое они продают, необязательно на нефть, а во-вторых, потому что стало для многих политически небезопасно хранить деньги за границей — не потому, что здесь ругают, а потому что там могут заморозить. Поэтому даже этой осенью мы видели значительно лучшую ситуацию со счетом капитала, чем можно было бы себе предположить еще год назад.
— Кстати, по рискам для системы и для финансовых субъектов какой, с вашей точки зрения, главный риск? Это внешние шоки или какие-то внутренние проблемы?
— Я бы выделил три риска. Первый риск — это расслабленное отношение к качеству собственных активов. Люди должны внимательно относиться к тому, что у них на балансе, и мы еще, к сожалению, увидим ситуацию, когда будут даже и добросовестные финансовые институты, которые окажутся в тяжелом положении, потому что неожиданно окажется, что качество их кредитного портфеля намного хуже, чем они сами думали. Второй риск — это неправильный выбор бизнес-модели.
— Что имеется в виду? Стратегическое планирование, о котором на форуме много говорили, или что-то другое?
— Да-да, стратегическое планирование на уровне организаций. Предыдущий год прошел под знаменем стабилизации ситуации. В прошлом году люди в основном разбирались со своими активами. Хорошо, разобрались, дальше что? Дальше надо как-то зарабатывать деньги. Финансовому сектору с учетом изменившегося регулирования, изменившейся внешней среды, изменившегося поведения населения надо находить новую модель роста.
Третья стратегическая проблема связана с тем, что у нас финансовый сектор в целом решил проблему с ликвидностью, но, тем не менее, остается вопрос капитала. Для того, чтобы расти, нужен капитал. «Надуть» капитал, как это делали после кризиса 1998 года, скорее всего, не получится — за такие вещи сейчас следует жесткая персональная ответственность. Значит, капитал нужно повышать честными способами. А где эти честные способы? Кому сейчас можно продать акции банка? Вот это сейчас главная проблема. Понятно, что иностранцам не продашь. Повторение периода, когда заходили иностранцы и покупали банки налево и направо или входили в капитал банков налево и направо, маловероятно, поэтому остается работать с внутренним инвестором, будь то НПФы, будь то физические лица, в конце концов.
— Ну, здесь вопрос финансовой грамотности. Нужно объяснять доходчиво населению, что это такое — качественный и некачественный актив.
— И банкам, страховым компаниям для того, чтобы расти, нужен свежий капитал. И вопрос, откуда взять свежий капитал, должен быть главным вопросом 2016 года.
Вся пресса за 14 января 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Инструменты, Регулирование, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Медвестник, 23 декабря 2024 г.
В России хотят создать прозрачную систему учета врачебных ошибок
|
|
Парламентская газета, 23 декабря 2024 г.
Выплаты участникам СВО вырастут в 2025 году
|
|
ТАСС, 23 декабря 2024 г.
«Преступление и наказание» по-американски: о чем говорит смерть страховщика-процентщика
|
|
Брянская губерния, 23 декабря 2024 г.
Брянские автомобилисты приготовились к электронному взаимодействию со страховщиками
|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 23 декабря 2024 г.
Новосибирская область вошла в число лидеров по махинациям с ОСАГО
|
|
Новости транспорта, 23 декабря 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Чечня возглавили красную зону в мошенничестве с ОСАГО
|
|
zakon.kz, 23 декабря 2024 г.
К чему может привести увеличение выплат для автовладельцев на страховом рынке – мнения страховых компаний
|
|
cbr.ru, 23 декабря 2024 г.
Мониторинг региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО № 21 на 01.10.2024
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
Активы финансовых институтов Китая в III квартале выросли на 8% г/г
|
|
МК в Туле, 23 декабря 2024 г.
Страховщики рассказали тулякам, какие запчасти больше всего подорожали с сентября
|
|
AK&M, 23 декабря 2024 г.
Французский BNP Paribas приобретает Axa Investment Managers за $5.3 млрд
|
|
ComNews.ru, 23 декабря 2024 г.
НСА представил цифровой инструмент для страхования урожая
|
|
Финмаркет, 23 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества физлиц в январе-сентябре выросли на 8,1%, выплаты – на 75%
|
|
AK&M, 23 декабря 2024 г.
Объём страховых премий по итогам 2024 года может достигнуть 3.4 трлн руб.
|
|
EADaily, 23 декабря 2024 г.
Финляндия обнаружила у танкеров с российской нефтью страховку
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
ЦБ отнес к зоне самых высоких рисков недобросовестных действий в ОСАГО 4 региона
|
|
Bryansk.NEWS, 23 декабря 2024 г.
Выплата по ОСАГО для брянских водителей выросла почти до 90 тысяч рублей
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|